Правила защиты

11.02.2019
Как отметил президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович, проблема установки на вагоны и локомотивы поддельных деталей тормозного оборудования остаётся достаточно острой. По данным МТЗ ТРАНСМАШ, их количество достигает 15% от общего объёма производства этого предприятия. Проведённые проверки выявили, что чаще всего контрафактные изделия устанавливаются на подвижной состав в процессе его ремонта в частных депо, которые обслуживают почти половину грузовых вагонов. В погоне за прибылью (а поддельные детали стоят на рынке запасных частей втрое дешевле подлинных) они не только наносят экономический ущерб предприятиям-правообладателям, но и повышают риски возникновения аварий. Ведь, как уточнил Валентин Гапанович, тормозное оборудование – важнейший элемент обеспечения безопасности движения поездов, оно должно работать безотказно в течение всего жизненного цикла железнодорожного подвижного состава. Поэтому использование в тормозных приборах контрафактных деталей недопустимо. 
Генеральный конструктор МТЗ ТРАНСМАШ Сергей Чуев рассказал, что для защиты тормозной продукции имеются различные технические новшества – «ЧИП»-средства, стикеры, QR-коды, а также организационные документы, позволяющие определить подлинность продукции. Однако это позволяет выявлять фальсификат лишь у габаритных деталей и узлов, а, например, комплектующие резино-технические изделия (мембраны, уплотнители, прокладки) подобным образом защитить трудно. Между тем таких мелких деталей только в воздухораспределителе тормозной системы поезда насчитывается более сорока. 
Поэтому, по мнению многих участников заседания научно-технического совета, бороться с контрафактной продукцией нужно с помощью самых современных методов, включая технологию блокчейна. Но и при этом необходим консенсус между всеми участниками жизненного цикла продукции, а также разработка нормативно-правовых документов. Заместитель начальника Департамента информатизации ОАО «РЖД» Герман Суконников сообщил о запуске на Октябрьской железной дороге в начале нынешнего года пилотного проекта «Сервис контроля жизненного цикла колёсных пар грузовых вагонов». Его участниками стали компании – собственники подвижного состава (Евросиб, СГ-Транс), завод-изготовитель, вагоноремонтные компании и ОАО «РЖД». 
Реализация проекта позволит обеспечить надёжную идентификацию колёсных пар с помощью внедрения технологии распределённого реестра. В перспективе появится цифровая площадка для реализации железнодорожной продукции в масштабе всей страны. 
Подобный подход поддержал участвовавший в работе научно-технического совета президент Международной ассоциации «Антиконтрафакт» Асламбек Аслаханов, отметивший важность обеспечения надёжной защиты железнодорожного подвижного состава и других транспортных средств от установки на них поддельных деталей и узлов. 

По итогам заседания его участники наметили конкретный план мероприятий по противодействию обороту контрафактных тормозных приборов. В частности, члены «АСТО» намерены обратиться в Департамент информатизации ОАО «РЖД» с просьбой распространить пилотный проект по внедрению технологий распределённых реестров и блокчейна в сопровождении жизненного цикла деталей грузовых вагонов на ремонтных предприятиях на тормозные приборы. Кроме того, предлагается в нынешнем году разработать СТО «ОПЖТ» «Вагоны грузовые. Управление жизненным циклом деталей грузовых вагонов с применением технологий распределённого реестра и блокчейн. Основные положения». Также члены научно-технического совета «АСТО» обратились в НП «ОПЖТ» с просьбой инициировать предложение в Технический комитет ТК-045 о включении в план разработок межгосударственного стандарта – ГОСТ «Вагоноремонтное предприятие железнодорожного транспорта. Общие требования по внедрению передовых производственных и информационных технологий». Принятие этих документов позволит улучшить законодательную базу в области противодействия обороту контрафактных тормозных приборов и других комплектующих изделий для железнодорожного подвижного состава. 

К списку новостей