Парку определят меру наказания

19.03.2019
Поиск эффективных мер борьбы с простоем вагонов на сети РЖД затягивается
Парку определят меру наказания
Холдинг «Российские железные дороги» предложил повысить плату за нахождение порожних вагонов на путях общего пользования. Российские операторы выступили против этой меры. 

В ОАО «РЖД» 12 марта состоялось выездное заседание комитета Государственной думы РФ по транспорту и строительству. Участники встречи признали, что сокращение срока оборота вагонов, который на данный момент достигает 15 суток, требует усиления ответственности владельцев подвижного состава за нахождение порожних вагонов на путях общего пользования. 

Обсуждение этой проблемы ведется на протяжении последних нескольких месяцев. Российская саморегулируемая организация «Союз операторов железнодорожного транспорта» (СОЖТ) в феврале направила письмо заместителю генерального директора ОАО «РЖД» – начальнику Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) Алексею Шило. Исполнительный директор СОЖТа Алексей Дружинин изложил в обращении отношение операторского сообщества к предложениям по повышению эффективности использования вагонного парка, которые Алексей Шило направил в СОЖТ в январе. 

Алексей Дружинин заверяет, что участники СОЖТа с постановкой проблемы согласны. 
«Принимая во внимание, что перевозки грузов в рамках сервисных контрактов превышают, по экспертным оценкам, 80% общего объема перевозок операторских компаний, а подавляющее большинство подвижного состава операторов приобретено в лизинг, сроки оборота вагонов оказывают непосредственное влияние на экономику операторского бизнеса», – говорится в ответном письме операторов. 

Алексей Шило в своем обращении в СОЖТ в числе прочего отметил, что в октябре – декабре 2018 года зафиксировано значительное количество неиспользуемого операторами подвижного состава. 

В письме участников СОЖТа подчеркивается, что срок оборота вагонов на сети требует более детального рассмотрения. Так, по информации СОЖТа, по итогам 2018 года он составил 15,27 суток, что выше показателей 2017 года на 1,4%. При этом оборот вагона увеличился по трем составляющим, которые связаны с деятельностью владельца инфраструктуры: среднее время нахождения вагона в движении выросло на 3,1% (до 2,87 суток), на промежуточных станциях – на 21,6% (до 0,56 суток), а на технических станциях – на 13,2% (до 5,31 суток). В то же время показатель, который зависит от деятельности грузоотправителей, грузополучателей и операторов подвижного состава, – время, которое вагон находится в процессе погрузки и выгрузки, – напротив, сократился и составил 6,53 суток (на 8,4% меньше уровня 2017 года). Таким образом, прежде чем принимать конкретные меры, стоит учесть все причины, которые повлияли на замедление оборота вагонов. 

Основное выдвинутое Алексеем Шило предложение по сокращению срока оборота состоит в том, чтобы увеличить плату за нахождение порожних вагонов на сети вне перевозочного процесса. 

Заместитель начальника ЦФТО Андрей Дреничев пояснил «Гудку», что эта мера будет способствовать более эффективному использованию вагонного парка. По его словам, потребуется внесение изменений в нормативные документы, а это процесс небыстрый. 
«Но, как известно, все, что касается финансовой ответственности, является наиболее действенным методом», – подчеркнул топ-менеджер. 

В письме СОЖТа говорится, что повышение ставок в условиях ограниченных возможностей инфраструктуры приведет к увеличению финансовой нагрузки на операторов, но не будет иметь какого-либо существенного влияния на сокращение срока оборота подвижного состава. Алексей Дружинин напоминает о том, что плату за нахождение вагонов на путях общего пользования вне перевозочного процесса ввели еще в 2015 году, но улучшению ситуации на сети она не способствует. 
«Только повышением финансовой ответственности владельцев вагонов достичь желаемых результатов затруднительно», – соглашается с позицией СОЖТа Андрей Дреничев. Но топ-менеджер настаивает и на том, что необходимо найти и реализовать как финансовые, так и технологические механизмы, которые позволят решить обозначенную проблему. 
«Надо понимать, что возможности инфраструктуры небезграничны, какими бы темпами ОАО «РЖД» ее ни развивало, простаивающий подвижной состав при наличии грузовой базы всегда будет негативно сказываться на организации перевозочного процесса», – говорит Андрей Дреничев и перечисляет способы, которыми операторское сообщество может самостоятельно способствовать сокращению оборота вагонов. 

Среди них контроль над сроком нахождения вагонов под погрузкой и выгрузкой, введение соответствующих штрафных санкций для виновников превышения определенного договором времени, осуществление заадресовки вагонов под погрузку с учетом перерабатывающих способностей подъездных путей, а также использование технологии маршрутизации. Андрей Дреничев предлагает и расширение аутсорсинговых услуг, которые операторы оказывают для промышленных предприятий на путях необщего пользования. «Учитывая, что услуга по обеспечению потребителей погрузочными ресурсами полностью выведена в рыночный сегмент и весь парк вагонов отнесен к категории приватного, проблема эффективного использования подвижного состава и сокращения его непроизводительных простоев одновременно находится в зоне ответственности и операторского сообщества, и ОАО «РЖД» как единственного общесетевого перевозчика и владельца инфраструктуры», – резюмировал Андрей Дреничев. 

Алексей Шило предлагал в письме и другой способ решения проблемы – использовать простаивающие вагоны посредством электронной торговой площадки «Грузовые перевозки» (ЭТП ГП). Не исключают в холдинге и принудительного использования подвижного состава через ЭТП ГП, в случае если он простаивает на путях дольше недели. 

Операторское сообщество, в свою очередь, настаивает на том, что площадка требует доработки. В частности, предлагается добавить возможность заключения долгосрочных договоров и организации экспортных перевозок. Кроме того, в письме СОЖТа отмечается, что на ЭТП ГП исключается прямое взаимодействие между клиентом и оператором, а также отсутствует услуга самостоятельной оплаты тарифа на перевозку для грузоотправителей. 

Андрей Дреничев поясняет, что некоторые из этих пожеланий в холдинге учли. Планируется обеспечить возможность заказа экспортных перевозок, а также добавить к функционалу площадки обратную связь для владельцев вагонов – они смогут узнать о причинах отказа грузоотправителя от их предложения. Кроме того, ОАО «РЖД» рассматривает и предложение, связанное с заключением долгосрочных договоров. 

Алексей Дружинин в письме от имени операторов в завершение добавляет, что необходимо провести обсуждение, посвященное повышению эффективности использования подвижного состава, на площадке ЦФТО. На момент публикации материала подобная встреча еще не состоялась.
К списку новостей