Внутренний спрос никто не отменял

20.06.2019
Олег Дунаев, заместитель председателя комитета по международному сотрудничеству Российского союза промышленников и предпринимателей – председатель подкомитета по транспорту и логистике
Снижение мировых цен на чёрные металлы в конечном итоге заставит как производителей, так и перевозчиков повышать производственную эффективность. Модернизация производства и ускорение оборота вагонов позволят металлургам и профильным железнодорожным операторам соответственно сохранить позиции на рынке.  

Издержки железнодорожных операторов при перевозке как угля, так и металлов в настоящее время весьма высоки. Это связано как с повышением стоимости содержания подвижного состава, так и со снижением мировых цен на такие грузы. В таких условиях во главу угла необходимо ставить повышение эффективности работы вагонного парка. В пример можно привести АО «Первая Грузовая Компания» и АО «СУЭК» – эти компании, на мой взгляд, весьма грамотно используют свои вагонные парки при перевозках горно-металлургических грузов, обе компании успешно работают над ускорением оборота подвижного состава.  

В целом же сложившаяся рыночная конъюнктура – высокая конкуренция, снижающийся мировой спрос на металлургическую продукцию и политический фактор, который также нельзя сбрасывать со счетов (включающий в себя введение различных дополнительных пошлин и санкций), – с моей точки зрения, приведут к серьёзному сокращению бизнеса российских металлургических компаний за рубежом, главным образом в развитых странах. В частности, есть риск «выдавливания» НЛМК (Группа «Новолипецкий металлургический комбинат» Владимира Лисина. – Ред.) с американского рынка. В то же время останется «лазейка» для работы на развивающихся рынках, к примеру в Индии и Бразилии.  

При этом никто не отменял проблему внутреннего спроса, который сейчас находится значительно ниже предложения. В итоге мы получаем снижение цен на продукцию и недозагруженные мощности на металлургических предприятиях. Такая ситуация ставит всю отрасль перед необходимостью смены бизнес-модели. Конкуренция на этом рынке ужесточается, и новые бизнес-модели металлургических компаний должны отвечать обновлённым трендам на глобальных рынках. Не так давно прошёл 17-й металлургический саммит (состоялся 30–31 мая в Липецке. – Ред.), на котором обсуждалась цифровая трансформация бизнеса ведущих компаний отрасли. В пример приводились в том числе результаты подобных изменений в ОАО «РЖД» – цифровизация железнодорожной компании позволила обеспечить рост её доходов выше роста производства. Теперь и руководству металлургических компаний необходимо в первую очередь работать над решением не локальных тактических задач, а более глобальных вопросов. На Петербургском международном экономическом форуме – 2019 также говорили о необходимости структурных изменений в отрасли, предполагающих, помимо прочего, модернизацию производственных мощностей. Металлургические гиганты, безусловно, смогут себе это позволить и выйти из ситуации с минимальными потерями, а компаниям поменьше значительно труднее остаться на плаву. Если металлурги сумеют подстроиться под новые реалии рынков, а где-то в сотрудничестве с компаниями из других отраслей поработать над созданием спроса на свою продукцию, у нас точно будет возможность избежать снижения погрузки металлургических грузов на сети РЖД как на внутренних, так и на экспортных направлениях.
К списку новостей