Цена колес докатилась до ФАС

26.06.2019

ОАО "РЖД" объединило усилия с операторами в попытке добиться снижения цен на остродефицитном рынке железнодорожных колес. Глава монополии Олег Белозеров и председатель президиума Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) Игорь Ромашов обратились в ФАС с просьбой разобраться с необоснованным завышением цен производителей, отмечая, что те за год в ряде случаев выросли с 23 тыс. рублей до 101 тыс. рублей. Производители отмечают, что рост цен в основном формируется вторичным рынком, в том числе на этапе создания колесных пар, цены на которые утроились.

Глава ОАО "РЖД" Олег Белозёров и председатель президиума Союза операторов железнодорожного транспорта ( СОЖТ) Игорь Ромашов 18 июня направили совместное письмо руководителю ФАС Игорю Артемьеву с просьбой "принять соответствующие меры антимонопольного регулирования, направленные на изучение и нормализацию ситуации на российском рынке производства и потребления цельнокатаных колес (ЦКК) для железнодорожного подвижного состава".

Как сообщается в письме, на пространстве с российской шириной колеи (1520 мм) ЦКК производят две российские компании – Выксунский метзавод (ВМЗ), входящий в Объединенную металлургическую компанию ( ОМК), и "Ев раз НТМК", а также украинский "Интерпайп". Со второй половины 2016 года наблюдается существенный рост спроса на колесо, дефицит не покрывается ростом их производства: по расчетам авторов письма, спрос оценивается в 1,6 млн единиц в год, заявленные суммарные мощности российских производителей – около 1,5 млн. За 2015-2018 годы цена выросла с 16,5 тыс. рублей до 49 тыс. рублей за единицу, сообщается в письме, на вторичном рынке в 2018 году она достигала 80 тыс. рублей.

"Необходимо отметить, что цены производителей на ЦКК в первом квартале 2018 года составляли около 23 тыс. рублей за единицу, а по итогам торгов, прошедших в мае 2019 года, цены производителей на новые ЦКК достигали 101 тыс. рублей за единицу, притом что рост стоимости металлолома за год не превысил 30%", – сообщают авторы письма. Они отмечают, что следствием такой ситуации является рост стоимости новых вагонов, ставок операторов, что влечет за собой рост транспортной составляющей в цене продукции и препятствует развитию экономики.

В ОАО "РЖД" от комментариев отказались. Глава управления контроля промышленности ФАС Нелли Галимханова сообщила "Ъ", что жалоба в службу пока не поступала. В то же время она добавила, что ведомство рассматривает дело о нарушении ВМЗ антимонопольного законодательства в части установления и поддержания монопольно высоких цен на рынке цельнокатаных колес в 2018 году, а в качестве лиц, располагающих сведениями, привлечены ОАО РЖД и СОЖТ. Претензии предъявлялись также "Евраз НТМК", но в ФАС "Ъ" пояснили, что "в результате анализа состояния конкуренции было установлено, что на рынке ЦКК доминирующее положение занимает ВМЗ".

В Evraz от комментариев отказались. В ОМК "Ъ" сообщили, что поддерживают изучение ситуации с ценообразованием, но предлагают изучить и происхождение колес на вторичном рынке. "Средняя цена на колесо по 99% контрактов ВМЗ в мае - 50 тыс. рублей за штуку, – говорят в компании. – При этом на вторичном рынке цены доходят до 100-115 тыс. рублей, а цена на СОНК (старая ось – новое колесо) к 2018 году выросла более чем в 3 раза – до 260 тыс. при практически стабильной цене на колесо". Производители колесных пар используют рыночную ситуацию, стремительно повышая цены на пары, говорят в компании, добавляя, что "борьба за сохранение сверхприбылей в том числе рождает письма в госструктуры".

Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров отмечает, что острый дефицит комплектующих для подвижного состава сохраняется, однако по некоторым видам он уже пошел на спад: так, цена крупного вагонного литья, достигавшая 120 тыс. рублей в начале года, уже снизилась до 100 тыс. рублей. Проблема дефицита ЦКК, по его мнению, возникла частично по вине производителей, не развивавших трейдинговые подразделения и не создавших запасы в период спада рынка. Однако основную роль во взвинчивании цен играют перекупщики, продающие с огромной спекулятивной наценкой колеса, полученные в рамках квот по ценам долгосрочных контрактов. Особенно резко взлетают цены при формировании колесных пар, цена которых может доходить до 300 тыс. руб., отмечает господин Бурмистров. Он полагает, что "правильно и необходимо" привлекать внимание ФАС к этому рынку с его "дикостью" и нецивилизованностью по сравнению с рынком, например, автокомпонентов.

К списку новостей