Подшипники выкатили поперек железных дорог

28.10.2019 KVL_000191_00003_1_t246_205132.jpg

В день, когда Минтранс издал приказ об исполнении протокола Совета по железнодорожному транспорту, предписывающий перевод всего грузового парка РФ на кассетные подшипники, Ространснадзор потребовал от ОАО РЖД разобраться с вопросом использования на сети роликовых подшипников с истекающим сроком службы. Это предостережение распространяется в том числе на все локомотивы и пассажирские вагоны (то есть на имущество самого ОАО РЖД), а также на парк сопредельных стран. В результате и участники рынка, и эксперты видят дополнительные риски невывоза грузов и их оттока на автотранспорт.

Форсированная замена на железнодорожной технике РФ роликовых подшипников на кассетные, которая, по решению Совета СНГ по железнодорожному транспорту, должна произойти с 1 января 2021 года, ускорилась и расширила свой охват. Минтранс 25 октября издал приказ о принятии к руководству и исполнению протокола заседания совета, чем дал формальный старт процессу массовой смены подшипников на грузовых вагонах приписки РФ. Владельцы парка, оценивающие убытки в 200–300 млрд руб., выступали резко против, в том числе угрожая перерегистрацией парка в соседние страны, не поддержавшие решение (см. “Ъ” от 23 октября).

Вместе с тем перерегистрация, которую эксперты считали достаточно реалистичной, уже вряд ли поможет: 25 октября из Ространснадзора в ОАО РЖД поступило предостережение за подписью главы управления государственного железнодорожного надзора Александра Косарева, в котором отмечается «угроза безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, обусловленная нарушениями технического регламента Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава"». Суть в том, что на инфраструктуре используются роликовые подшипники, номинальный срок службы которых (три года) «истек или заканчивается в межремонтный период»: речь идет о подшипниках, выпущенных по сертификатам июля 2015-го — мая 2018 года.

В письме указывается, что безопасность движения обеспечивают владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители и другие участники перевозочного процесса, и ОАО РЖД предлагается принять меры по выявлению и приведению в соответствие с требованиями законодательства подвижного состава, укомплектованного перечисленными сериями подшипников. В Ространснадзоре не пояснили, что послужило причиной выпуска предостережения, а также указания партий, произведенных по сертификатам 2018 года, по которым, по логике, нормативный срок службы еще не истек. В ОАО РЖД “Ъ” сообщили, что рассмотрят документ «в установленном порядке».

Таким образом, непосредственно затрагиваются интересы ОАО РЖД, которое ранее подпадало под риски замены лишь в части грузового парка, который подконтролен входящей в холдинг Федеральной грузовой компании (ФГК).Источник “Ъ” в отрасли пояснил, что, если до сих пор кампания по замене роликовых подшипников касалась только грузовых вагонов, с предписанием Ространснадзора она переходит на всех: роликовыми подшипниками укомплектованы и локомотивы, и пассажирские вагоны, и электрички, и путевая техника.

«Действия Минтранса выглядят желанием обогатить владельцев документации и производителей кассетных подшипников из стран НАТО, а также избранных отечественных производителей адаптеров под их установку,— уверяет источник “Ъ” на рынке.— А теперь они нанесут ущерб не только собственникам вагонов и грузовладельцам, но и ОАО РЖД». Ремонт или замена подшипников выполняются при ремонте колесной пары, который в основном выполняет ОАО РЖД. Соответственно, поясняет собеседник “Ъ”, убытки будут перевыставляться монополии, которую «просто завалят многомиллиардными исками». Кроме того, добавляет он, ОАО РЖД понесет прямые убытки и при переоборудовании всего локомотивного парка, пассажирских вагонов, парка ФГК, «Трансконтейнера» и т. д. «Ну, и заодно Минтранс передает большой привет всем коллегам колеи 1520, ведь их вагоны на территории РФ теперь тоже не соответствуют требованиям»,— подчеркивает источник “Ъ”.

Более того, отмечает господин Бурмистров, в напряженной ситуации с погрузкой подобное решение создает дополнительное давление на погрузочный ресурс, особенно в преддверии традиционных для зимы проблем со смерзанием угля, и создается дополнительный риск невывоза грузов или их оттока на автотранспорт. В результате оно выглядит крайне несвоевременным и снижает воспринимаемый клиентами уровень надежности железнодорожного транспорта, подрывая работу ОАО РЖД по возврату грузов в сегмент, полагает эксперт. Перебоев с пассажирским движением, уверен он, железнодорожники не допустят, бросив на решение проблемы все ресурсы.Логика надзорных органов не очень понятна, соглашается глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Как аргумент в пользу замены на кассетные подшипники это предписание может сыграть роль, однако с точки зрения безопасности выпадает из логики предыдущих: в отличие от запретов эксплуатации серий крупного вагонного литья, ему не предшествовали крупные аварии с изломом боковых рам, и ситуация с подшипниками не выглядит критической и требующей столь жестких мер, замечает эксперт.

К списку новостей