Риски снизились, погрузка на РЖД в июне – подросла

12.07.2021 Погрузка на РЖД вновь продемонстрировала рост: +10,2% к июню 2020 года и +5,3% – к аналогичному периоду 2019-го. Правда, прирост погрузки все еще нельзя назвать абсолютным, ведь он был хотя и высоким, но опять-таки ниже уровня 2018 года. Хотя и не намного. И все же минус к указанному периоду – около половины процента.
Риски снизились, погрузка на РЖД в июне – подросла
Таким образом, погрузка уже догнала доковидный показатель, но еще не достигла ранее взятой планки.

Вместе с тем ход событий дал повод аналитикам скорректировать прогнозы. В частности, по итогам текущего года погрузка на сети может превысить уровень 2019-го и выйти на уровень в 1,28–1,29 млн т, заявили в ИПЕМ.

Ожидаемый прирост к 2020 году обозначен в диапазоне от +2,9% до +3,5%. Преимущественно его обеспечат каменный уголь, минудобрения и зерно, считает заместитель руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Александр Слободяник.

Докатится ли сеть до уровня 2018 года?

Поскольку прежний максимум погрузки еще не достигнут, то логично ожидать, что особых проблем с пропуском вагонопотоков на сети возникать вроде бы не должно. Тем не менее на сети наблюдалось некоторое напряжение.

Данные, полученные в ходе опросов в рамках исследования «Индекс качества услуг на железнодорожном транспорте», который проводит журнал РЖД-Партнер, указали на локальные дефициты как некоторых типов вагонов, так и тяги (причем не только маневровой, но и магистральной, имеются сложности с обеспечением локомотивными бригадами). Были отмечены также затруднения в движении из-за передержек ремонтных окон на ряде направлений.

Однако, как отметил президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин, сеть выручило снижение объемов перевозок пассажиров относительно доковидного уровня. Это помогло высвободить пути для пропуска грузовых поездов на ряде направлений.

Железнодорожники пошли навстречу клиентам

Как сообщили в ЦФТО, на ситуации благоприятно отразилось применение новых схем движения на ЗапСибе, позволивших больше передавать угольных составов на Восточный полигон. Удалось улучшить пропуск вагонопотоков за счет более эффективного привлечения различных типов подвижного состава, уровня маршрутизации и некоторых других грузов, уточнил начальник Западно-Сибирской железной дороги Александр Грицай.

По сути, на дороге наконец пошли навстречу давним инициативам клиентов. Среди них можно назвать отправки в Турцию зерна по бесшовным технологиям (без лишних промежуточных сортировок по транспортному коридору Баку – Тбилиси – Карс. Кроме того, на ст. Копылово сформированы маршрутные поезда через ст. Бусловская в Финляндию с грузами Омского НПЗ и ООО «НефтеХимСервис».

По словам и. о. заместителя генерального директора по перевозкам ООО «Газпромтранс» Рустема Гарипова, если ранее вагон проходил путь за 22 суток, то сейчас – за 6 суток. Экономия оборота вагонов дает выигрыш в пропуске дополнительных объемов.

Правда, указанная технология внедрялась на дороге в течение 3 лет и до сих пор остаются ограничения при отправке тяжеловесных машрутов, хотя в Финляндии обеспечили прием составов длиной  71 условный вагон (ранее действовала норма в 57 условных вагонов) и возврат порожних машрутов. Фактически клиент просил предоставить два сервиса в одной заявке: отправку по предоставленной нитке графика и возврат порожних вагонов, чтобы не просто ускорить перевозки, но и обеспечить перевозки точно в срок. Однако по расписанию в РЖД отправки обещают организовать позже.

При этом на вопрос о том, подвинули ли подобные опыты отправителей других номенклатур, в ОАО «РЖД» ответили уклончиво: дескать, в целом интересы других клиентов не пострадали. Оно и неудивительно: ведь ряд операций с вагонами выполняются и до их прибытия на ст. Копылово. И тут несколько иная ситуация. Впрочем, установить взаимосвязь между различными отправками проблематично. Не все клиенты, чьи вагоны обращаются на ЗапСибе, довольны их пропуском в сторону Восточного полигона. Однако в целом ситуация на ЗапСибе остается пока приемлемой – относительно небольшой доли брошенных поездов (по соответствующем коду отставления от движения).

Стоит отметить: в ЦФТО признают вынужденное квотирование объемов отправок на восток. По данным П. Иванкина, фактически сначала квоты делят уголь и контейнеры, а потом идут остальные грузы.

В результате возникают жалобы не только у зерновых трейдеров, но даже и у металлургов. Есть случаи, когда из-за просрочек с отправками на восток отправитель черных металлов терял выгодные спотовые контракты.

Уголь – ключ к погрузке

Драйвером погрузки в июне безусловно послужил уголь (+16% к июню 2020 г.). Выросли отправки и антрацита, и кокса.

Погрузке угля способствовала прежде всего его рекордная добыча в Кузбассе – прежде всего открытым способом. Таргетом на текущий год установлено добыть 235 млн т против 220,7 млн т по итогам 2020-го. С учетом текущих темпов можно ожидать перевыполнения поставленного плана, полагают аналитики. Если, конечно, не произойдет коррекции на мировых рынках. Однако такие риски просматриваются лишь в конце III квартала 2021 года.

А пока уголь побеждает в конкуренции с газом даже в Европе. По крайней мере в этом году – к такому мнению пришли блогеры известного угольного телеграм-канала. Холодная и долгая зима истощила запасы газа: в европейских хранилищах, по сведениям агентства Bloomberg, объемы топлива снизились на 25% по сравнению со средним уровнем за последние 5 лет, что и вынудило ряд стран ЕС вернуться к угольной генерации. Восстановление постковидной экономики также потребовало больше электричества. Потребление угля выросло в Германии, Испании и Чехии. Не снизился спрос в Италии и Франции. «И даже рекордно высокие мировые цены углю не помеха», – признают эксперты.

Активизация экспорта, впрочем, взбудоражила ФАС РФ из-за роста расценок на уголь на внутреннем рынке. В зависимости от марок угля могут быть предложены различные варианты нормативов. Однако в Минэнерго России не планируют ограничивать экспорт угля административными мерами, чтобы дать глоток воздуха отрасли, которая долгое время вынуждена была затягивать пояс.

Железнодорожники обещают достаточно свободный вывоз угля через российские морские порты на Северо-Западе. При этом расчеты ОАО «РЖД» указывают на то, что при нынешних мировых ценах его стало рентабельно вывозить через причалы порта Санкт-Петербург в страны не только ЕС, но даже и АТР.

Впрочем, при этом следует признать, что определенные ограничения по-прежнему сдерживают экспорт угля на Восточном полигоне: ряд добывающих компаний натыкаются на препятствия при спотовых отправках.

Нефтепродукты в цене

Еще одна ощутимая добавка на РЖД – прирост погрузки нефтегрузов: свыше 10% к июню прошлого года. Здесь действуют те же тенденции, которые были отмечены в мае. Следует отметить, что в начале месяца используется предварительная статистика. По сводкам уточненной (тяжелой) статистики, которая публикуется несколько позднее на страницах журнала РЖД-Партнер, могут быть расхождения.

Например, в прошлом обзоре на сайте указывался майский рост более чем на 10%, тогда как по факту он составил лишь 9,8%. Вполне возможно, что и в июне разница окажется также в сторону понижения. Аналогично – и по поводу сравнения погрузки за первый месяц лета текущего года к аналогичному периоду 2018-го: минус соответственно составил 12,6%.

В целом же картина складывается под воздействием повышенного спроса на нефтепродукты внутри РФ. Бензина перевозят в результате на треть больше. В плюсе также битум (+12% – под влиянием оживления в дорожном строительстве), керосин (+18% – на фоне оживления авиаперевозок).

Однако итоговый результат сбивает экспорт сырой нефти и темных нефтепродуктов, которые в глубоком минусе (за исключением перевозок мазута). На экспортных направлениях в минусе также остается бензин и прочие нефтепродукты.

Металлы спешат на экспорт

В плюсе также оказалась погрузка черных металлов (+7,7%). Однако если сравнивать с июнем 2018 года, то она снизилась на 13,8%. Кроме того, в текущем году июньская динамика по сравнению с майской уменьшилась на 6 п. п., что указывает на некоторое охлаждение спроса.

Причины: во-первых, снизился ажиотаж, связанный с рисками введения ограничений на экспорт черных металлов для снижения темпов роста спроса на металлоизделия в РФ; во-вторых, на объемы внутренних перевозок сильное давление оказывает ослабление внутреннего спроса.

В целом же погрузка ГМК по-прежнему прирастала под влиянием спроса за рубежом. Поэтому вырос экспорт и железной руды, и кокса, и металлолома. РФ продолжает активно вывозить за рубеж чугун и лом, из которых на Западе выплавят металл, продукция из которого позиционируется на мировом рынке как изделия с низким карбоновым следом.

Стройка на подъеме

Еще один фактор роста – строительные грузы (+1,7%) и цемент (+11,5%), что связано с оживлением автодорожных работ (включая возведение мостовых переходов) и активизацией освоения имевшихся в резерве у застройщиков земельных участков под жилье на фоне программы льготной ипотеки.

Причем сейчас стройгрузы на 10,8% превзошли показатель июня 2018 года. И это несмотря на то, что на РЖД перевозили по объемам балласта меньше прошлогоднего уровня.

Это указывает, что на сети, скорее, активизировались ремонтные работы, а не модернизация пути и строительство новых объектов инфраструктуры.

Среди других номенклатур, которые способствовали росту погрузки, – зерно, лес, химикаты и сода, промсырье, а также прочие грузы (включая контейнеры).

Отправки минудобрений остались примерно на прошлогоднем уровне. В перспективе ожидается приток на сеть около 10 млн т белорусских минудобрений (в годовом исчислении). Это может улучшить динамику перевозок данной номенклатуры в перспективе.

Каковы прогнозы?

«В настоящий момент цена угля на внешнем рынке сильно выросла, несмотря на летний период, в дальнейшей перспективе она может еще увеличиться. Соответственно операторы будут отдавать предпочтение углю», – отметил А. Слободяник. При этом, по мнению ИПЕМ, сегодня не реализуется в достаточной мере потенциал отправки стройгрузов, в частности щебня. Здесь рост будет ограниченным.

П. Иванкин полагает, что рост по углю, стройгрузам, цементу останется, по крайней мере, до конца III квартала текущего года. Основные риски связаны с возможными ограничениями экспорта черных металлов, а также с низким внутренним спросом на ряд товаров. Однако в целом конъюнктура складывается благоприятной и есть возможность выхода погрузки по итогам года на уровень 2019 года. Многое будет зависеть от того, каким сложится IV квартал.
К списку новостей