Критичного снижения объемов перевозок по сети РЖД даже при полном закрытии транзита через Беларусь ждать не стоит

12.07.2021 На днях президент Белоруссии Александр Лукашенко поручил правительству ограничить транзит товаров из Германии в Россию и Китай через территорию Белоруссии. В данном анонсе есть много политической мотивации, поэтому оценить вероятность его реализации с точки зрения экономической целесообразности не представляется возможным.
Критичного снижения объемов перевозок по сети РЖД даже при полном закрытии транзита через Беларусь ждать не стоит
Отмечу, что доля транзитных перевозок через Белоруссию в общем объеме перевозок по железной дороге не так значительна, чтобы материально снизить доходы РЖД или объем таможенных сборов. Транзит сохранится, в конечную цену товаров (в Китае и Европе) будет включена премия за более дорогую логистику в других видах транспорта. Наиболее пострадавшими останутся конкретные операторы и экспедиторы, в том числе созданные в рамках межгосударственного сотрудничества (FELB, ОТЛК ЭРА), но и они смогут эффективно переориентироваться в среднесрочной перспективе.

Рынок транзитных контейнерных перевозок является самым быстрорастущим и перспективным сегментом. При этом стоит сказать, что его доля от общего объема перевозимых по нашим железных дорогам контейнеров не так значительна – около 12%.

Соответственно, на пограничные переходы Европа – Белоруссия – Россия приходится еще меньше (до 9%), поэтому критичного снижения объемов перевозок по сети РЖД даже при полном закрытии транзита через Беларусь (из всей Европы, а не только из Германии) не стоит ждать.

Контейнерный поезд является ключевым технологическим инструментом обеспечения транзитных перевозок на трансъевразийских маршрутах, позволяющиим конкурировать с другими видами транспорта за счет прежде всего скорости и скидок на тариф сетевых операторов. Таким образом, снимать с маршрута (если это произойдет) будут целыми поездами, но объем спроса и предложения перевозимых грузов это не затронет, а значит, грузы перейдут на контейнерные линии Балтики (с дальнейшим транзитом из российских портов), а также в автоперевозки. Какой объем конкретно куда, сейчас сложно оценить, но транзит как таковой мало пострадает в абсолюте, просто вернется на менее эффективные виды транспорта.

Часть в том числе переориентируется на железнодорожный транзит из Финляндии и других стран, но это будет происходить точечно, так как пропускная способность терминалов не сможет там кратно возрасти.
К списку новостей