В 2021 году может быть побит абсолютный рекорд погрузки угля. Прогнозы и аналитика самого успешного года для угольщиков и операторов

06.09.2021

Предполагается, что именно угольщики первыми опробуют механизм «Вези или плати» (ship-or-pay) | Грузовые перевозки


Погрузка на сети ОАО «РЖД» практически достигла доковидных показателей – отставание на данный момент составляет 0,1%. Как рассказал на брифинге заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило, по итогам года компания прогнозирует рост объёмов отправления грузов на 3,3% к уровню 2020 года, причём как ожидается, будет достигнут абсолютный рекорд погрузки каменного угля. В 2022 году в ОАО «РЖД» также рассчитывают на позитивную динамику и прирост на 2,2%. 

По словам Алексея Шило, в компании планировали выйти на уровень погрузки 2019 года уже в июле, но из-за вмешательства стихии и ограничения движения на Транссибе сделать этого пока не удалось – отставание после семи месяцев составляет десятую долю процента. «В связи с ситуацией на Восточном полигоне мы не стали ставить амбициозные планы на август – взяли план на уровне 2020 года. Если всё будет складываться удачно, есть возможность по итогам августа выйти на уровень 2019 года», - отметил он. 

При этом, по данным ОАО «РЖД», объёмы перевозок по некоторым номенклатурным группам уже превысили доковидные значения. Так, в компании обращают внимание на прирост в сегменте строительных грузов – на 2,1% к уровню 2019 года, что говорит об общем восстановлении экономики. Отправки рыбы по сети выросли на 20% по сравнению с 2019 годом, зерна – на 28%, удобрений – на 6,8%, контейнеры приросли на 30%. 

В целом, по итогам 2021 года, в компании ожидают увеличения погрузки по сравнению с 2019 годом на 3,3%. Как сообщил Алексей Шило, можно прогнозировать, что будет побит абсолютный рекорд перевозок каменного угля, установленный в 2018 году. «Рекордный объём за всё время существования «Российских железных дорог» был достигнут в 2018 году – 374, 9 млн тонн угля, это экспорт и внутренние перевозки. С учётом семи месяцев мы уже можем прогнозировать, что в этом году погрузка будет на уровне 378,4 млн тонн, то есть показатели 2021 года могут повторить и превысить рекорды 2018 года», – рассказал заместитель генерального директора ОАО «РЖД».

На южном и северо-западном направлении угля по сети перевезли даже больше, чем планировалось. Из-за того, что угольщики добавили порядка 17 млн тонн угля к заявленным объёмам отправок на запад, компании пришлось корректировать планы. «Никто не ожидал такого роста в 2021 году. Такие колебания для нас крайне неудобны», – заметил Алексей Шило. 

Как ранее писал «Гудок», в первом полугодии отправки угля на экспорт по железной дороге в порты Азово-Черноморского бассейна (АЧБ) выросли на 80% к уровню прошлого года. Такой динамике способствовали рост цен на топливо на мировых рынках и увеличение спроса. 

Предполагается, что именно угольщики первыми опробуют механизм «Вези или плати» (ship-or-pay). Напомним, что такая схема предусматривает, что грузоотправитель обязуется предоставить заявленный объём груза либо платит штраф в случае не исполнения обязательства, а ОАО «РЖД», в свою очередь, гарантирует пропуск этого груза по сети. «В процессе обсуждения с угольщиками мы решили, что попробуем такую конструкцию на ограниченном количестве груза - порядка 10 млн тонн из Кузбасса на восток. Считаем, что договоры такого формата – перспективная история на будущее», – отметил на брифинге Алексей Шило. 

Участники рынка также отмечают тенденцию к росту погрузки. По словам генерального директора ABC-rail Артура Нурмухамедова, июль оказался удачным месяцем для операторов подвижного состава: спрос на перевозки рос, востребованность вагонов практически всех типов тоже увеличивалась. «По моим данным, заметно выросла перевозка черных металлов и особенно металлолома. Причинами для роста этой номенклатуры стали сезонный спрос и возросший интерес зарубежных потребителей на продукцию отечественной металлургии», – заметил он.

Как считает Артур Нурмухамедов, в августе можно ожидать роста перевозок стройматериалов, прежде всего инертных, и значительного увеличения объёмов зерновых перевозок – до 35%.

«Будут набирать оборот контейнерные перевозки. Здесь рост обеспечат, прежде всего, пиломатериалы, цветные металлы и прокат чёрных металлов», – считает начальник отдела оперативного маркетинга Первой грузовой компании Екатерина Агапова.
К списку новостей