Направления грузопотоков оказались не в пользу качества услуг

20.05.2022

Направления грузопотоков оказались не в пользу качества услуг

Это подтверждается и статистическими данными, опубликованными на сайте ОАО «РЖД». В I квартале при росте погрузки на 0,2% грузооборот возрос на 3,9%. Это – свидетельство увеличения дальности перевозок вследствие изменения направлений грузопотоков, а кроме того, показатель увеличения нагрузки на инфраструктуру. Ведь рост грузооборота означает и рост грузонапряженности сети. При этом возросла и пассажиронапряженность – пассажирооборот в I квартале 2022 года увеличился на 10,3%. Хотя общая величина пассажирооборота в I квартале традиционно невелика и даже столь внушительный его рост мог не сказаться на загрузке инфраструктуры существенно, фактор ускоренного роста пассажирооборота может оказать существенное влияние на уровень загрузки инфраструктуры в II и III кварталах, поэтому на динамику этого показателя следует обратить внимание.
В условиях существенного увеличения общего уровня загрузки инфраструктуры, которая и ранее работала в режиме перегрузки, с одновременным перераспределением загрузки по направлениям перевозок, естественным является ухудшение оценок грузоотправителями вышеперечисленных показателей.
Одним из инструментов смягчения сложившейся ситуации представляется совершенствование механизмов планирования перевозок и приема заявок с использованием динамической модели загрузки инфраструктуры, а также более широкое применение кружных перевозок, если это позволяет объехать переполненные участки и согласовано с грузовладельцем. При этом для компенсации дополнительных затрат перевозчика должен быть решен вопрос о плате за фактическое расстояние перевозки.
Другим инструментом снижения нагрузки на инфраструктуру является совершенствование управления вагонопотоками. Об этом говорят сами грузоотправители. При этом высказываются альтернативные предложения как об «организации электронной площадки, где грузоотправители-карьеры, трейдеры, операторы и собственники будут искать наиболее подходящие сторонам сделки», так и о необходимости консолидации парка под управлением ОАО «РЖД». Обе эти идеи не новы, и возможность реализации той или иной альтернативы будет зависеть от активности сторонников каждой из них, в том числе среди экспертного сообщества.
Следует отметить, что в условиях, с одной стороны, улучшения ситуации с наличием вагонного парка и, соответственно, стабилизацией ставок компаний-операторов, а с другой – повышения тарифов автоперевозчиков и их умеренной индексации на железнодорожные перевозки повысилась ценовая конкурентоспособность железнодорожных грузовых перевозок. Это важный результат, в упрочении которого заинтересованы все компании, оказывающие услуги на рынке грузоперевозок магистральным железнодорожным транспортом.

К списку новостей