Минпромторг хочет выдать ОСК деньги за непоставленное импортное оборудование

17.02.2023

В правительстве России прорабатывают вопрос возврата отечественным верфям авансов, зависших на счетах иностранных поставщиков судового оборудования из-за антироссийских санкций. Поручение рассмотреть такую компенсацию дал вице-премьер, министр промышленности и торговли Денис Мантуров, следует из протокола совещания у вице-премьера от 30 декабря 2022 г. (есть у «Ведомостей»).

Вопрос до 31 января 2023 г. должны были решить статс-секретарь Минпромторга Виктор Евтухов и министр финансов Антон Силуанов. Речь идет об оборудовании, заказанном для рыболовных судов в рамках госпрограммы инвестиционных квот («квоты под киль»).

Эта программа действует в России с 2017 г. Росрыболовство распределяет права на вылов определенных объемов рыбы и краба между рыбопромышленниками в обмен на строительство ими рыболовных судов или заводов по переработке морских биоресурсов. На первом этапе заключены контракты на строительство 64 рыболовных судов и 41 судна для вылова краба на 270 млрд руб. Второй этап программы начнется в 2023 г.

Верфи, входящие в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), перечислили западным контрагентам около 7 млрд руб. авансов за судовое оборудование, «которое не было поставлено, а авансы не возвращены», следует из протокола.

Источники «Ведомостей» на судостроительных предприятиях и в рыбопромышленных компаниях отмечают, что часть судов, на которые не поступило импортное оборудование, «придется перепроектировать под технику новых поставщиков». В Минпромторге и Минфине также прорабатывают возможность «компенсировать расходы на перепроектирование находящихся в постройке заказов», сообщается в протоколе.

«Силовые установки в основном сейчас заказывают в Китае. При этом часть двигателей можно поставлять из Индии, где налажено лицензионное производство некоторых западных брендов», – говорит источник в одном из проектных бюро.

Но азиатское оборудование, по словам собеседника в рыбопромышленной компании, заказавшей суда на одной из верфей ОСК, уступает западным аналогам «как по техническим характеристикам, так и в части сервиса». «Двигатели из Китая аналогичны предыдущим поколениям европейских и американских силовых установок», – сказал он «Ведомостям». И добавил, что, если бы строительство начиналось сегодня, уже после введения санкций, выбрали бы «самые простые решения». «Но несколько лет назад мы заказывали суда с самым современным и производительным оборудованием», – пояснил собеседник.

Представитель Минпромторга заявил «Ведомостям», что ведомство «сформировало объем финансовых потерь и направило их в адрес Минфина» для дальнейшей выработки мер господдержки (их размер он не уточнил). Решение по механизму должен принять именно Минфин. Представитель этого министерства сказал, что «вопрос пока прорабатывается».

Представитель Росрыболовства считает, что «в пересмотре условий участия рыбопромышленных компаний в программе инвестквот нет необходимости». «Для поиска альтернативных комплектующих правительством принято решение о продлении сроков первого этапа программы», – напомнил он. Представитель Минсельхоза уточнил, что постановлением правительства №857 в мае 2022 г. сроки реализации инвестпроектов под рыболовные квоты увеличены с 5 до 7 лет со дня заключения договора о предоставлении рыбопромышленной компании квоты на вылов биоресурсов.

Представитель ОСК не стал отвечать на вопрос о зависших авансах. Но подтвердил, что «производители из недружественных стран отказываются поставлять заказанное и оплаченное судовое комплектующее оборудование, отказываются проводить шеф-монтаж и пусконаладочные работы уже поставленного оборудования». По некоторым заказам, по словам собеседника, «пришлось провести полное перепроектирование».

Отказы иностранных партнеров уже привели к корректировке производственных программ верфей, что неизбежно повлечет некоторое снижение их загрузки в ближайшие два года, признает представитель компании. В ОСК, по его словам, рассчитывают, что загрузка должна «достигнуть прогнозных показателей» с 2025 г.

После начала СВО на Украине различные ограничения, в том числе на поставки сложного технического оборудования для разных отраслей российской промышленности, ввели США, Великобритания, ЕС, Япония, Южная Корея и ряд других стран. ОСК подпала под санкции ЕС в марте 2022 г. Они, в частности, запрещают любые транзакции или взаимодействие с компаниями из РФ, в которых доля государства превышает 50% (ОСК полностью принадлежит государству).

Юристы сходятся во мнении, что до снятия санкций ЕС с ОСК компенсировать потерянные средства в судебном порядке «будет крайне сложно». Судебный эксперт группы Veta Александр Терентьев отмечает, что авансы российских верфей могут быть заморожены вследствие санкционных ограничений и вернуть их будет «исключительно трудно». «Если возврат авансовых платежей невозможен из-за ограничений на трансграничные переводы, обращение в суд вряд ли поможет», – резюмировал он.

Специальный советник по санкционным вопросам коллегии адвокатов Pen & Paper Кира Винокурова добавляет, что в государственном или третейском суде на территории ЕС у ОСК «крайне мало шансов выиграть дело о возврате авансов». «Они будут выше, если договорами между сторонами предусмотрено разрешение споров в другом государстве, например в РФ или дружественной стране», – полагает она.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает компенсации авансов верфям «первым необходимым шагом» в процессе согласования параметров завершения строительства рыболовецких судов, в стоимости которых импортные комплектующие составляют порядка 70%. «Головные рыболовные суда были построены в убыток. Заводы должны были начать получать прибыль с серийных заказов, – поясняет он. – Но заказчики [судов] обоснованно отказываются второй раз авансировать закупку оборудования. Поэтому для поиска альтернативных комплектующих в Китае или других странах государству придется искать дополнительные средства».
К списку новостей