ГТЛК прогнозирует рост продаж транспорта в России по итогам 2023 года

20.02.2023
В России в 2023 г. большинство секторов транспорта, несмотря на падение объемов перевозок, продемонстрируют положительную динамику производства и продаж транспортных средств (ТС). Такой прогноз содержится в обзоре Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) «Состояние ключевых сегментов транспортного комплекса России», с которым ознакомились «Ведомости».

Вагонов станет больше
Железнодорожные перевозки в декабре 2022 г. ускорили падение, а по итогам года погрузка на сети РЖД снизилась на 3,8% до 1,23 млрд т. Это самое сильное падение с 2009 г., напоминают авторы обзора. В целом в 2022 г. просели почти все виды грузов, кроме стройматериалов. В частности, погрузка каменного угля упала на 4,6%, железной руды – на 4%, черных металлов – на 4,3%, удобрений – на 6,9%, нефти и нефтепродуктов – на 0,7% и т. д.

Введенные в 2022 г. санкции после начала СВО на Украине привели к «развороту логистики на Дальний Восток и увеличению дальности перевозок», отмечается в обзоре. В сложных условиях перестройки логистических цепочек грузооборот в 2022 г. практически не изменился по отношению к предыдущему году (-0,1%), но произошел значительный дисбаланс грузопотоков, связанный с превышением объемов импорта над экспортом.

На фоне ограничения поставок и производства комплектующих в 2022 г. объемы выпуска и регистрации инновационных вагонов [повышенной грузоподъемности] снизились, при этом в 10 раз выросло производство типовых полувагонов, констатируют аналитики ГТЛК.

Ставки аренды в IV квартале 2022 г., по оценкам компании, выросли «в условиях резкого ухудшения эксплуатационной обстановки» на сети. Аналитики ожидают, что в первом полугодии 2023 г. ставки продолжат оставаться высокими – более 2500 руб. без НДС в сутки за вагон.

В 2023 г. ГТЛК ожидает сокращение погрузки на сети РЖД еще на 3% «за счет снижения перевозки угольных, нефтяных, металлургических грузов и руды». Но объем закупки вагонов, по прогнозам компании, вырастет в 2023 г. на 11% до 54 000 единиц, в первую очередь за счет поставок инновационных полувагонов, хопперов-минераловозов и зерновозов. «Сдерживать рынок вагонов будет переориентация части производителей на выполнение гособоронзаказа и дефицит комплектующих», – отмечают аналитики.

Президент НИЦ «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин напоминает, что закупки локомотивов определены инвестпрограммой РЖД, а закупка вагонов зависит от рыночных факторов. «В 2023 г. спрос с фитинговых платформ [для перевозки контейнеров] сместился на хопперы и цистерны. Продолжают пользоваться спросом классические и инновационные полувагоны (поскольку проблемы с подшипниками были решены в конце 2022 г. – «Ведомости»)», – рассказал эксперт. Он прогнозирует объем продаж новых вагонов в РФ по итогам 2023 г. на уровне 50 000–52 000 шт.

Близкую оценку приводит представитель компании «Infoline-аналитика». По ее прогнозам, объем закупок новых вагонов в РФ составит от 50 000 до 54 000 единиц, в первую очередь за счет поставок инновационных полувагонов (14 000–16 000 шт.), хопперов-минераловозов (3000–4000) и зерновозов (3000–5000).

Верфи загрузят субсидиями
В 2022 г. объем грузоперевозок внутренним водным транспортом в РФ снизился всего на 0,8% до 109,6 млн т, а морским транспортом – вырос на 20% до 28,2 млн т, сообщается в обзоре. Пассажирские перевозки показали обратную динамику: по внутренним водным путям они увеличились на 3,9% до 8,97 млн человек, а морские сократились на 24% до 3,41 млн пассажиров.

Грузооборот морских портов РФ в 2022 г. вырос на 0,7% до 841,5 млн т, восстановившись до уровня 2019 г. Но на 2% снизилась перевалка сухих (генеральных) грузов и на 3,4% выросла перевалка наливных.

Переориентация на альтернативные торговые маршруты позволила сдержать негативное влияние санкций и компенсировать в IV квартале 2022 г. падение грузооборота морских портов РФ, произошедшее во II и III кварталах, отмечают аналитики ГТЛК. Наращивание сотрудничества с дружественными партнерами помогло преодолеть введенное европейскими странами эмбарго на поставки российских нефти и угля.

По оценкам Ассоциации морских торговых портов, за счет развития коридора Север – Юг и перезагрузки северо-западного направления грузооборот российских портов в 2023 г. «может вырасти на 3–5% год к году», говорится в обзоре ГТЛК. В нем также приводится прогноз Росморречфлота, согласно которому в 2023 г. объем транспортировки грузов на внутренних водных путях вырастет до 118,8 млн т (+ 8,3%), а пассажиров – до 10,9 млн человек (+20%).

Аналитики ГТЛК также констатируют, что в условиях санкций «судостроители столкнулись с необходимостью перепроектирования судов» для замены части недоступных импортных комплектующих, произошло удорожание стоимости и смещение сроков сдачи судов. «Ведомости» писали о проблемах верфей с выполнением заказов на рыболовные суда из-за непоставки импортных комплектующих (см. номер от 17 февраля). В октябре 2022 г. правительством утверждены правила субсидирования проектов по разработке, созданию и внедрению в производство «наиболее критичных» видов судового оборудования. Первое отечественное оборудование должно появиться в 2024–2025 гг.
Несмотря на это, по прогнозам ГТЛК, в 2023 г. российские верфи сдадут 70 судов дедвейтом свыше 50 т – на 27% больше, чем в прошлом году. Представитель Объединенной судостроительной корпорации (объединяет крупнейшие судостроительные верфи) говорит, что в 2023 г. компания планирует сдать около 40 судов, из которых около 30 – с дедвейтом свыше 50 т. Это сухогрузы проекта RSD59 (строятся на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде и на Невском заводе в Шлиссельбурге), траулеры и краболовы, пассажирские катамараны проекта 04580 «Котлин» (Средне-Невский судостроительный завод в Ленобласти) и пассажирские катамараны на подводных крыльях проекта HSC150B (завод «Вымпел» в Рыбинске).

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает, что в 2023 г. российские верфи сдадут не более 60–70 гражданских судов дедвейтом свыше 50 т и, вероятнее всего, ближе к нижней границе этого диапазона. Он добавил, что заказчикам будут переданы преимущественно суда, для которых ключевое оборудование из недружественных стран было поставлено до весны 2022 г., или проекты с импортозамещенным основным оборудованием – например, пропульсивная установка на RSD59. «С точки зрения передачи заказчикам судов наиболее сложным будет 2024 год», – считает Бурмистров.

Автотранспорт продолжит стареть
По оценкам ГТЛК, пассажирские перевозки автобусами и грузовые перевозки автотранспортом в 2022 г. увеличились на 3,1 и 0,3% до 8,3 млрд человек и 5,5 млрд т соответственно.

Продажи грузовых автомобилей при этом сократились, согласно обзору, на 16% год к году до 84 680 шт. «на фоне остановки импорта и действующих ограничений по поставке запчастей и комплектующих». Несмотря на то что автобусный рынок оказался более устойчив к ограничениям по поставке импортных деталей, продажи автобусов снизились на 13%, при этом в IV квартале наблюдалась положительная динамика месяц к месяцу.

Аналитики ГТЛК констатируют, что отечественный парк характеризуется «высокой степенью изношенности»: из 460 000 автобусов более 71% – старше 10 лет. Необходимый минимум для поддержания перевозок и рынка в целом – 7500 новых автобусов в год, говорится в обзоре.

Эксперты ГТЛК прогнозируют, что в 2023 г. объем автомобильных грузоперевозок «слегка превысит» уровень 2022 г. за счет переориентации на восточное направление и роста товарооборота России со странами Азии. Они ожидают, что в 2023 г. продажи грузовиков вырастут на 10–15%, но не достигнут рекорда 2021 г., а реализация автобусов может продемонстрировать более существенный рост – на 20–25%.

Иванкин опасается, что усиление санкционного давления на РФ и логистические проблемы могут ухудшить ситуацию вопреки прогнозу ГТЛК. Спрос на автобусы, по его словам, «будет поддержан государством». «Но на грузовые автомобили он будет зависеть от закрытия границ, объемов перевозок, ремонтопригодности эксплуатируемого транспорта», – пояснил он.

Независимый промышленный эксперт Максим Шапошников добавил, что по грузовому автотранспорту есть опасение, что пересмотр стоимости машин из-за санкций (на фоне роста стоимости комплектующих, разгона инфляции и иных издержек. – «Ведомости») окажется «не по карману большинству российских перевозчиков». Поэтому в этом сегменте, по мнению эксперта, можно ожидать более скромных показателей.

Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов в целом прогнозирует рост производства различных ТС в стране на 5–13% в годовом выражении. Этот показатель, по его словам, «может быть обеспечен не только внутренним спросом, но и экспортом».
К списку новостей