Применение портами прогрессивных способов выгрузки угля позволит сократить повреждаемость вагонов и улучшить экологическую ситуацию

03.12.2018
Применение портами прогрессивных способов выгрузки угля позволит сократить повреждаемость вагонов и улучшить экологическую ситуацию
В январе – октябре 2018 года на подъездных путях портов Приморского края повреждено 44,3 тыс. вагонов, или 5,6% подвижного состава от общей выгрузки. Основная причина в том, что многие стивидоры осуществляют выгрузку сыпучих грузов старой грейферной техникой. При разгрузке грейфером допускаются касания и удары захватного механизма по элементам кузова вагона. Как следствие, происходят различные деформации и обрывы деталей вагона.

В стивидорных компаниях, правда, указывают, что львиная доля повреждений подвижного состава имеет легкий характер, которые они качественно устраняют, имея собственные участки ремонта. Железнодорожники и контролирующие органы, в свою очередь, настаивают на том, что повреждаемость вагонного парка чревата для безопасности движения поездов, а также влечет для участников перевозочного процесса различного рода потери, связанные с простоями «больных» вагонов.

За повреждения подвижного состава предусмотрена административная ответственность, но, как отмечали в Госжелдорнадзоре, мер воздействия недостаточно из-за несовершенства нормативной базы. Еще в 2011 году ведомство пыталось запретить выгрузочные работы на одном из дальневосточных предприятий, ссылаясь на то, что ГОСТ 22235-2010 Вагоны грузовые магистральных железных дорог колеи 1520 мм запрещает грейферную выгрузку. Требование отменил арбитражный суд Хабаровского края: судебной инстанцией было признано, что соблюдение ГОСТа возможно на добровольной основе. Кроме того, стандартом допускается грейферная выгрузка на переходном этапе грузополучателя к альтернативным технологиям обработки подвижного состава. Правда, какое время занимает этот переход, ГОСТ не определяет.

В последнее время к данной проблеме прибавился экологический аспект: именно при открытой разгрузке вагонов с широким использованием грейферов происходит сильное пыление сыпучих грузов. С ростом перевалки угля ситуация с экологией в припортовых городах Дальнего Востока резко ухудшилась, поэтому местные власти стали активнее воздействовать на стивидоров в части соблюдения природоохранного законодательства. Это во многом повлияло на статистику текущего года: за 10 месяцев повреждаемость вагонов к прошлогоднему уровню снизилась почти на 18%.

Власти обещают идти дальше. Так, врио губернатора Приморского края Олег Кожемяко заявил о необходимости региона участвовать в заключении договоров аренды морских причалов, где ведется открытая перевалка угля. После введения такого порядка региональные чиновники смогут требовать от стивидоров пересмотра технологии работы терминалов.

Повысить сохранность подвижного состава при выгрузке позволит оснащение крупных грузополучателей вагоноопрокидывателями. В настоящее время ими в Приморском крае располагают АО «Восточный Порт» и ОАО «Торговый дом Посьет». Причем последний перешел на новую технологию выгрузки несколько лет назад в рамках модернизации перегрузочного комплекса. Прежде стивидор повреждал грейферными кранами до 14 тыс. вагонов в год, теперь у него практически нулевой уровень повреждений.

Некоторые компании заявили о переходе на альтернативный способ обработки подвижного состава. Так, ООО «Терминал Астафьева» планирует установить закрытый продольный склад с автоматизированной системой управления, а также реклаймеры и вагоноопрокидыватели производительностью до 4,5 тыс. т в час.

АО «Находкинский морской торговый порт» (НМТП) намерено к 2020 году ввести новый участок выгрузки угля из вагонов взамен действующему. Оборудование для вагоноопрокидывателя уже приобретено, в настоящее время ведется разработка проектной документации для строительства комплекса. Стоит сказать, сегодня НМТП – один из лидеров по повреждаемости вагонного парка среди портов, за 10 месяцев он повредил 13,1 тыс. вагонов.

На вагоноопрокидывательную технику делают ставку и те предприятия, которые ее давно применяют. В сентябре этого года «Восточный Порт» запустил в тестовом режиме новый тандемный вагоноопрокидыватель на дополнительной, третьей, очереди терминала. После ввода ее в полную эксплуатацию ежегодный грузооборот стивидорной компании может возрасти с 25 млн до 45 млн т угля. Выгрузочное оборудование аналогично действующему на специализированном угольном терминале ППК-3 компании. Комплекс состоит из двух тандемных вагоноопрокидывателей, способных одновременно выгружать четыре полувагона общей грузоподъемностью до 300 т угля. Цикл выгрузки вагонов длится всего 2,5 мин.

Подобная техника предусматривается в рамках строительства новых портов. В Шкотовском районе Приморья АО «Холдинговая компания «СДС-Уголь» собирается возвести терминал мощностью не менее 12 млн т ежегодно в северной части бухты Суходол. Он будет оснащен вагоноопрокидывателями, а также размораживающими устройствами, бурорыхлительными машинами, что важно в зимний период, когда уголь приходит смерзшимся. Современное оборудование предусмотрено и в порту Вера, который строится в том же Шкотовском районе - у мыса Открытый. Первая очередь терминала (проект реализует ООО «РТ – Глобальные ресурсы») планируется к запуску в 2019 году. В последующем комплекс будет ежегодно перегружать до 20 млн т  угля.

Конечно, приобретение вагоноопрокидывательной техники – дорогостоящее предприятие: к примеру, тандемный вагоноопрокидыватель от японской Marubeni Сorporation «Восточному Порту» обошелся в более чем $7 млн. Но есть и другие меры, менее затратные и влияющие на сохранность подвижного состава. Например, ООО «Восточно-Уральский Терминал» (работает в порту Восточный) внедрило технологию разгрузки вагонов, когда верхний слой угля снимается модернизированными гидравлическими грейферами-манипуляторами, а затем ссыпается через люки в склады-бункеры. Это решение позволило компании в 2018 году снизить повреждаемость на 72%.
К списку новостей